Организация и проведение экспериментального психологического исследования

Курсовая работа, как правило, должна базироваться на результатах выполненного студентом экспериментального психологического исследования, организованного и проведенного в соответствии со следующими основными этапами.

Любое экспериментальное исследование должно начинаться с определения его темы, ограничивающей область исследований, круга проблем, выбора объекта, предмета и методов исследования. Очевидно, что в курсовой работе ее тема и тема исследования должны совпадать.

Начальным этапом собственно исследования должна являться первичная постановка проблемы – объективно возникающих в ходе развития познания вопроса или комплекса вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

Постановка проблемы должна осуществляться в следующей последовательности:

1. Выявление нехватки в научном знании о реальности.

2. Описание проблемы на уровне обыденного языка.

3. Формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

Студент должен уяснить себе, чем он неудовлетворен в современном психологическом знании, где он ощущает пробелы, какие теории дают противоречащие друг другу объяснения поведения человека и т.д. Результатом этого должно явиться формулирование гипотезы – научного предположения, вытекающего из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

Эмпирическое исследование проводится в трех основных случаях:

1. Проверка гипотезы о существовании явления.

2. Проверка гипотезы о существовании связи явлений.

3. Проверка гипотезы о причинной зависимости явления А от явления В.

Например, что является основной причиной повышенной невротизации (синдром школьной дезадаптации) детей шести - семи лет в первые месяцы учебы в школе?

Возможные варианты ответов:

низкий уровень готовности к учебной деятельности (несформированность первичных учебных навыков),

недостаточное развитие произвольности – т.е. волевых качеств,

низкий уровень интеллекта,

социально-психологические проблемы вхождения в классный коллектив и т.д.

Каждая из этих гипотез требует проверки, хотя все они кажутся обоснованными и правдоподобными.

При организации исследования студенту следует понимать различие между экспериментом - основным методом проверки каузальных гипотез (о причинно-следственных связях и зависимостях), и психологическим (психодиагностическим) обследованием - измерительной процедурой, направленной на выявление интересующих исследователя фактов, сбор необходимых эмпирических данных, которые при последующей обработке могут быть проинтерпретированы и проанализированы с целью установления причинно-следственных взаимосвязей.

В процедурах проведения эксперимента и психологического обследования много общих моментов. И добросовестный исследователь всегда должен стремиться приблизить условия проведения психологического обследования к экспериментальным.



Экспериментальное психологическое исследование может проводиться как с помощью специальных аппаратов, таблиц, бланков, так и в виде психологического обследования с использованием анкет, опросников, тестов, самоотчетов, экспертных оценок.

После первичной постановки проблемы следует этап работы с научной литературой(см. п. 2.2.3. настоящих Методических рекомендаций).Результат работы – уточнение проблемы и идеи плана экспериментального исследования.

На следующем этапе осуществляется уточнение гипотезы и определение переменных. Экспериментальная гипотеза, в отличие от теоретической, должна быть сформулирована в виде импликативного (лат. implicatio, сплетение, переплетение) (логической связки) высказывания: «Если... то...». Кроме того, она должна быть конкретизирована и операционализирована. Это означает, что входящие в высказывание «если А, то В» переменные А и В должны контролироваться в эксперименте: А – управляться экспериментатором – независимая переменная, а В – регистрироваться непосредственно или с помощью аппаратуры – зависимая переменная.

Определение переменных в терминах экспериментальной процедуры и их операционализация завершают этап уточнения гипотезы. Тем самым уточняется предмет экспериментального исследования: та сторона психики, на которую направлено экспериментальное воздействие и которая регулирует проведение, регистрируемое в ходе эксперимента. Психическая реальность всегда выступает в эксперименте «переменной - модератором», или «промежуточной переменной».

Психолог управляет не психической реальностью, а внешними параметрами ситуации, воздействующими на психику испытуемого. Регистрируя независимую переменную, он исходит из того, что между «переменной - модератором» и параметрами поведения существует функциональная (психорегулятивная) связь. Это основная общая гипотеза – предпосылка любого психологического эксперимента.

Помимо независимой, зависимой переменных и «переменной - модератора» должны быть определены и операционализированы внешние переменные, которые могут влиять на зависимую переменную.

Экспериментальные психологические исследования необходимо проводить во внешних благоприятных условиях. Испытуемые должны быть в бодром состоянии, выспавшимися, отдохнувшими. Наиболее благоприятное время исследования — утро, не менее, чем через два часа после пробуждения от сна.

Внимание испытуемого должно быть полностью поглощено выполнением задания; если, например, оказалось, что он в момент исследования интенсивно переживает из-за своих учебных, личных неудач или неприятностей, то эксперимент следует перенести на другое время.

Чем больше различаются условия проведения экспериментов (обследований), тем труднее судить, в какой мере результаты испытуемого зависят от его изучаемых особенностей, а в какой — от влияния условий и побочных факторов.

Важным этапом организации исследования является выбор методического инструментария, позволяющего управлять независимой переменной и регистрировать зависимую переменную, - конкретных методики и аппаратуры психологического эксперимента. При этом условия эксперимента (помещение, ситуация, время и др.) должны либо устранять влияние внешних переменных, либо сохранять константность величины их воздействия на зависимую переменную.

Характер используемой аппаратуры определяется тем, какую методику выберет или сконструирует экспериментатор.

В психологическом эксперименте может применяться самая разнообразная аппаратура, в том числе психофизиологическая. Следует лишь избегать перегрузки испытуемого избыточными для исследования тестами.

Центральным этапом организации экспериментального исследования является его планирование в виде выбора плана эксперимента (плана классического эксперимента, квазиэкспериментального плана, доэкспериментального плана).

Не менее важным этапом является правильное определение объема выборки испытуемых. При этом студент должен владеть следующими понятиями.

Генеральная совокупность (популяция) — все множество объектов, в отношении которого формулируется исследовательская гипотеза.

Выборка — ограниченная по численности группа объектов (в психологии — испытуемых, респондентов), специально отбираемая из генеральной совокупности для изучения ее свойств.

Изучение на выборке свойств генеральной совокупности называется выборочным исследованием. Практически все психологические исследования являются выборочными, а их выводы должны распространяться на генеральные совокупности.

Выборка должна быть такой, чтобы была обоснована генерализация выводов выборочного исследования — обобщение, распространение их на генеральную совокупность. Основные критерии обоснованности выводов исследования — это репрезентативность выборки и статистическая достоверность результатов.

Репрезентативность выборкиили ее представительность — это способность выборки представлять изучаемые явления достаточно полно с точки зрения их изменчивости в генеральной совокупности.

Состав экспериментальной выборки должен моделировать, представлять (репрезентировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, получаемые в эксперименте, распространяются на всех членов популяции, а не только на представителей этой выборки.

Выбор популяции зависит от целей исследования. Все потенциальные испытуемые характеризуются разным полом, возрастом, социальным положением, уровнем образования, состоянием здоровья и т.д. Кроме того, они обладают различными индивидуально-психологическими особенностями, например разными уровнями интеллекта, нейротизма, агрессивности. Для того чтобы выборка представляла генеральную совокупность потенциальным испытуемым должны быть предоставлены равные шансы стать реальными участниками исследования. Это может быть осуществимо с помощью простого случайного (рандомизированного) отбора или стратифицированного случайного отбора.

Объем выборки определяется так, чтобы для выявления различий на достаточно значимом уровне общее количество испытуемых в экспериментальной и контрольной группах составляло не менее чем 50 человек, при условии хотя бы приблизительного равенства числа людей в обеих группах.

Следует также придерживаться правила: чем меньше контрольная группа, тем больше должен быть суммарный объем выборки.

Если в последующей обработке экспериментальных данных планируется применение корреляционного анализа, то объем выборки должен составлять не менее 30 - 35 человек. Если считать достаточно выраженной тесноту связи при величине коэффициента корреляции приблизительно 0,25 - 0,35 и выше, то значимыми на уровне р < 0,05 коэффициенты корреляции можно считать при величине выборки более 35 человек. В психологических исследованиях меньшие уровни значимости (например, р < 0,1) обычно не рассматривают как заслуживающие внимания. Наиболее важные выводы, особенно обосновываемые только на данных корреляционного анализа, желательно подтверждать, ссылаясь на уровень значимости р< 0,01.

Проведение эксперимента является наиболее ответственным этапом исследования. На этом этапе исследователь организует процесс взаимодействия с испытуемым, зачитывает инструкцию, проводит, если это необходимо, обучающую серию. Он варьирует независимую переменную (задачи, внешние условия и др.), проводит регистрацию поведения испытуемого, опрашивает испытуемого по окончании эксперимента (постэкспериментальное интервью).

Важным моментом является мотивирование и инструктирование испытуемых. Наименьшее число искажений возникает, если испытуемый имеет личный интерес к результатам эксперимента, но не усматривает в информации, которую ожидает получить от психолога, нечто, определяющее его жизнь в широком масштабе. Такой подходящий уровень мотивации бывает, когда у испытуемого есть желание расширить знания о самом себе, испытать себя, проверить. Полезным способом повышения мотивации является обещание рассказать после обработки экспериментальных данных о результатах, дать небольшой комментарий, если потребуется.

Принудительное участие в эксперименте может сказаться на том, что данные его будут неточны. Если есть предположение о низкой мотивации испытуемых, то надо применять приемы, повышающие мотивацию, например, вводить соревновательный момент в отношениях испытуемых, повышать эстетическое оформление всей экспериментальной ситуации (обстановки, аппаратуры, стимульного материала) и т.д.

Инструкция испытуемым должна состоять из кратких предложений, каждое не более чем из 11 слов, в ней абзацами должны быть выделены смысловые блоки. Ее предварительно следует проверить на понятность и простоту на пяти - десяти испытуемых.

Инструкция должна быть одинаковой для всех, она должна быть ясной и лаконичной, не допускающей двойственной трактовки положений. Экспериментатор должен давать инструкцию в свободном изложении, не забывая при этом ни одного обязательного пункта, создавая у испытуемого все предусмотренные установки к действию. Важно добиваться не одинакового «звучания» инструкции, а одинаковой степени понимания ее всеми испытуемыми. Не рекомендуется входить в развернутые объяснения и комментарии вопросов. Если обследуемый, стараясь ответить на вопрос о выраженности у него некоторого психического качества, затрудняется это сделать из-за того, что оно по-разному проявляется в разных ситуациях, то для многих случаев подойдут такого рода разъяснения: «Ответьте, имея в виду, как это бывает чаще всего» или «Оцените это для той ситуации, в которой вам легче всего себя представить (вспомнить)».

Инструкция должна включать мотивационные компоненты. Испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в эксперименте. Это может быть информация о его способностях и личностных чертах, помощь в решении личных проблем и т.д. Поскольку ситуация эксперимента для большинства испытуемых непривычна, они испытывают тревогу, их внимание может флюктуировать. Кроме того, скорость понимания инструкции зависит от индивидуальных когнитивных способностей, особенностей темперамента, знания языка и т.д. Поэтому следует проверить, правильно ли испытуемые поняли инструкцию, и повторить ее при необходимости, избегая, однако, дополнительных развернутых комментариев.

Само экспериментальное исследование следует проводить в одном и том же для всех испытуемых порядке. Если шагов эксперимента довольно много, то необходимо иметь под рукой запись их перечня.

Целесообразно вначале предпринять некоторые действия, чтобы настроить испытуемого на эксперимент. Это можно сделать, продемонстрировав к нему интерес, например, задав несколько конкретных вопросов, которые могли бы вызвать расположение к экспериментатору, или, выразив свою признательность испытуемому за согласие участвовать в эксперименте.

Далее целесообразно выяснить самочувствие испытуемого. Это особенно важно при исследовании внимания, познавательных и эмоциональных процессов, состояния, психофизиологических реакций.

Ход исследования и результаты должны регистрироваться в протоколе эксперимента. В протокол помимо паспортных данных испытуемых, даты проведения эксперимента должны заноситься «сырые» оценки (результаты), под которыми понимаются оценки, получаемые психологом непосредственно в опыте, эксперименте из листа для ответов на опросник, анкету и т.п., и стандартные оценки, получаемые после преобразования сырых оценок с помощью таблиц перевода, шкал пересчета, графиков и т.п. В стандартной оценке ответ или результат отдельного испытуемого соотносится со средними величинами (ответов или результатов) нормативной выборки. Под нормативной выборкой подразумевается достаточно широкая и репрезентативная выборка, результаты обследования которой автор методики использовал для создания таблиц перевода или шкал пересчета. Стандартная оценка вписывается в протокол уже при его обработке, после эксперимента.

В графу протокола «Примечание» заносятся вопросы, реплики, высказывания испытуемого, описания поведения испытуемого, внешнего вида и т.д.

После окончания эксперимента надо попросить испытуемого сообщить о своих самонаблюдениях по ходу эксперимента, т.е. о своих мыслях, чувствах, образах, возникавших предположениях, намерениях, вариантах и т.д. Целесообразнее использовать один и тот же для всех испытуемых набор вопросов.

Разрабатывая форму протокола, следует учитывать особенности экспериментальной процедуры, простоту и удобство последующей обработки результатов. Чем меньше операций в ручной обработке данных, тем меньше вероятность ошибок и искажений.

В итоге данные из протоколов должны быть занесены в сводную таблицу, составленную первоначально в рукописном варианте, затем в электронной форме в виде таблицы в программе Excel для последующей обработки.

По завершении эксперимента следует провести беседу с испытуемым и поблагодарить его за участие в исследовании.




5416673159031126.html
5416722792025825.html
    PR.RU™