Третий вопрос. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ

Социальная защита (social protection) - в широком смысле- деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав.

Социальная защита - в узком смысле - комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ:

· защита безработных;

· Обязательное медицинское страхование;

· защита социально - слабых слоев населения (детей, сирот, инвалидов, матерей-одиночек, и т.п.).

Безработица является одной из отрицательных сторон рыночной экономики. Если естественная безработица (фрикционная и структурная) неизбежна, то циклическая безработица самая болезненная - возникает в периоды спада производства, во время экономических кризисов, когда происходит массовое разорение предприятий, залповое сокращение числа занятых. Рост безработицы отрицательно сказывается на социально - экономической жизни страны. Так, согласно закону Оукена, если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на один процент, то отставание производства ВНП составляет 2.5 %, а по расчетам современных ученых этот показатель еще больше. Кроме того, рост безработицы обостряет социальное напряжение в обществе: повышает преступность, приводит к снижению уровня культуры, образования и квалификации рабочей силы, способствует росту нервных и физических недугов, один год безработицы укорачивает жизнь человека в среднем на 5 лет, увеличивает общий рост нищеты и т.п. Последствия роста безработицы требуют от государства увеличения расходов на борьбу с преступностью, здравоохранение, выплату пособий по безработице и другие социальные выплаты.

В России в 2000 г. было 7 млн. безработных (1,03 млн. официально зарегистрированных), в 2007 году – 4,23 млн. безработных (1,55 млн. официально зарегистрированных). Таким образом, при сокращении за 7 лет общего числа безработных увеличилось в 1,5 раза количество официально зарегистрированных безработных. Это говорит о том, что службы занятости в России стали работать более масштабно и эффективно.

Направления государственной политики в области занятости населения:

· обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на труд и свободный выбор вида занятости;



· поддержание трудовой и предпринимательской деятельности граждан (через налогообложение и др.);

· социальная защита безработных (выплата пособий, организация бирж труда, создание центров обучения и переподготовки, организация общественных работ и т.д.);

· формирование и развитие социального партнерства между субъектами трудовых отношений (государство, работодатели, работники);

· поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, особенно для лиц, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (молодежь, инвалиды и др.);

· международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.

В России, пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), начисляется:

· в первые три месяца безработицы - в размере 75 процентов от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

· в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов;

в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Российской Федерации. Целью медицинского страхования является гарантия получения гражданами медицинской помощи при возникновении страховых случаев. Различаются два основных вида медицинского страхования – обязательное медицинское страхование и добровольное медицинское страхование. Существует и третий тип получения медицинских услуг – это частная медицина. Обязательное медицинское страхование является частью государственной системы социального страхования. Обязательное медицинское страхование распространяется на всех граждан страны независимо от возраста, пола, состояния здоровья, места жительства и доходов. Все граждане страны имеют право на получение бесплатных медицинских услуг включенных в программу обязательного медицинского страхования. Программа обязательного медицинского страхования финансируется государством. Страховые взносы перечисляются на всех граждан, однако использование перечисленных ресурсов осуществляется только при обращении за медицинской помощью – принцип "здоровый платит за больного". Граждане с различным уровнем дохода имеют одинаковое право на получение медицинских услуг, однако начисление в страховой фонд осуществляется в зависимости от объема личного дохода – принцип "богатый платит за бедного".Страховой полис обязательного медицинского страхования является документом подтверждающим факт заключения договора по включению лица в программу обязательного медицинского страхования.



Система социальной защиты в России включает так же пособия многодетным семьям, пособия по болезни, пособия по уходу за ребенком, жилищные пособия, государственное содержание детей – сирот, организация и содержание домов – ветеранов ит.п.. Пособий по бедности в явной форме не существует; вместо этого имеются многочисленные категории пособий и льгот, выражающихся как в денежной, так и в натуральной форме.

Четвертый вопрос. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ. ИННОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ.

8 февраля 2008 года Президент В.Путин выступил на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». В своём докладе Президент определил пути развития страны на долгосрочную перспективу. Главная стратегия России - стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ – на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом. Темпы инновационного развития должны быть кардинально выше тех, что мы имеем сегодня. «Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной», - сказал В.В.Путин.10

Разработанная долгосрочная программа развития России до 2020 года предусматривает несколько этапов в социально-экономическом развитии страны.

В январе 2006-го, в России приступили к осуществлению на практике приоритетных программ в четырех жизненно важных для людей сферах: «Здоровье», «Образование», « Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса». Национальные проекты представляют собой способом решения системных проблем в социальной сфере. Все четыре нацпроекта тесно связаны с уровнем и качеством жизни людей.

Сформулированные в 2004 году задачи социальной модернизации провозглашают повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестными и понятными, только дополнительная медпомощь и повышенный уровень комфортности ее получения должны оплачиваться пациентом.

Целью приоритетного национального проекта «Здоровье» является:

· Повышение приоритетности первичной медицинской помощи;

· Укрепление диагностической службы медицинских учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;

· Укрепление материально – технической базы учреждений скорой медицинской помощи.

Особое внимание уделяется развитию первичного медицинского звена, профилактике заболеваний, включая вакцинацию и эффективную диспансеризацию населения, также вводятся и новые программы медицинского обследования новорожденных.

Профилактика заболеваний и эффективная диспансеризация населения для населения России очень важна особенно болезней системы кровообращения. В стране больше половины смертей связаны с этими болезнями (см. табл.8).

Таблица№ 8 Основные причины смертности в России в 2007-2008 гг. В % от общего числа:

Причины смертности % от общего числа
Болезни системы кровообращения 56,5
Новообразования (рак) 13,1
Болезни органов дыхания 3.8
Болезни органов пищеварения 4,1
Несчастные случаи 12,5
Алкогольные отравления 1,3
Другие 8,7

http://www.gks.ru\ - Госкомстат РФ

По нацпроекту в России предусмотрено строительство 15 новых центров высоких медицинских технологийв субъектах Российской Федерации: в Республике Башкортостан, Чувашской Республике, Краснодарском, Красноярском, Хабаровском краях, Астраханской, Пензенской, Тюменской областях. С учетом потребности населения планируется создание центров по следующим направлениям: сердечно-сосудистой хирургии11, травматологии, ортопедии и эндопротезированию, эндокринологии, нейрохирургии, трансплантологии и репродуктивным технологиям.

Расходы российского здравоохранения в настоящее время (2008 год) составляют, из расчета на душу населения, около $120, что в 40 раз меньше, чем в США, в 20— 30 раз меньше, чем в странах Западной Европы, в 10 раз меньше, чем в Чехии, втрое меньше, чем в государствах Балтии. При этом число стационаров в России в расчете на 100 тыс. населения вдвое превышает число стационаров в Европе. Большая часть коек используются скорее как «социальные»12, поскольку оснащение клиник не позволяет лечить быстро, эффективно и качественно. Нужно создать такие условия, чтобы люди имели возможность и сами стремились поддерживать своё здоровье за счёт профилактики заболеваний, занятий физической культурой и спортом.

В России при росте абсолютного числа врачей и числа врачей на 10 000 человек, сокращается число медицинских учреждений. Этот процесс имеет и положительную сторону – укрупнение больничных учреждений, и отрицательную – ухудшение медицинского обслуживания на селе.

По данным горздравуправления, в Пензе более 79 тысяч детей. Из них только около 18 процентов можно признать относительно здоровыми. Все остальные 66120 детей состоят на диспансерном учете. Пензенская Гордума разработала программу «Здоровый ребенок», направленную не на лечение, а на профилактику заболеваний. Первая ее часть посвящена здоровью будущих мам. Другая направлена на оздоровление уже родившихся детей. Главный центр профилактики для детей будет базироваться в санатории «Солнышко».

«Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов…От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России. Развитие национальных систем образования становится ключевым поэтому элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. В России есть всё: и богатые традиции, и потенциал, чтобы сделать наше образование – от школы до университета – одним из лучших в мире. Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики»13.Сегодня – при том, что мы занимаем третье место в мире по числу учёных и уже входим в число лидеров по государственным расходам на научную деятельность, по её результатам мы далеки от передовых позиций. Это прямое следствие слабого взаимодействия научных и образовательных организаций, государства, бизнеса, недостаточного привлечения частных инвестиций в науку.

Приоритетный национальный проект «Образование» включает направления: «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования», «Внедрение современных образовательных технологий», «Создание национальных университетов и бизнес - школ мирового уровня», «Повышение уровня воспитательной работы в школах» и «Развитие системы профессиональной подготовки в армии». По направлению «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования» основными блоками мероприятий являются: стимулирование вузов и общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; государственная поддержка талантливой молодежи; поощрение лучших учителей.

По итогам конкурсного отбора, среди вузов и школ, активно внедряющим инновационные образовательные программы, предусматривается оказание государственной поддержки на реализацию программ развития (не менее 30 вузам на общую сумму 20 млрд. руб. и 6 000 школ на общую сумму 6,0 млрд. руб.). Предполагается также государственная поддержка талантливой молодежи, предусматривающая предоставление ежегодно 2 500 грантов; поощрение ежегодно 10 тыс. лучших учителей премиями в размере 100 000 рублей. Это позволит поддержать лучшие педагогические кадры, повысить престиж учительской профессии. В 2007 году 99 лучших учителей Пензенской области получили из Федерального бюджета поощрение в размере 100 тыс. руб. каждый и 230 учителей по 50 тыс.руб. из регионального бюджета.

По направлению «Внедрение современных образовательных технологий» основными мероприятиями являются: разработка и размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сети Интернет, приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования; а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием.

По направлению «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня» основными мероприятиями являются: создание в России двух университетских центров на 30 тыс. мест каждый - в Южном и Сибирском федеральных округах, а также двух бизнес-школ (по 500 мест каждая) в Московском регионе и г. Санкт-Петербурге.

По направлению «Повышение уровня воспитательной работы в школах» основным мероприятием является выплата дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, включая учителей начальных классов.

По направлению «Развитие системы профессиональной подготовки в армии» основными мероприятиями являются: расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву; предоставление преференций при подготовке к поступлению в вузы и получении высшего образования лицам, отслужившим не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в воинских должностях солдат, матросов

В 2007г. аттестат об основном общем образовании получили 1,4 млн. юношей и девушек (88,5% к уровню 2006г.), о среднем (полном) общем образовании - 1,1 млн.человек (91,1% к уровню 2006г.).

Прием в государственные и муниципальные средние профессиональные учебные заведения сократился по сравнению с 2006г. на 26,1 тыс. человек, или на 3,4%. На условиях полного возмещения затрат на обучение приступили к занятиям в техникумах 238,1 тыс. студентов, или 32,6% от общего числа принятых (в 2006г. - 260,8 тыс., или 34,5%).

Прием в государственные и муниципальные ВУЗы в 2007г. увеличился на 7,3 тыс.человек (на 0,5%) в основном за счет студентов, принятых на заочную форму обучения, увеличение приема на которую составило 35,8 тыс.человек, или 6,6%. Численность принятых на дневную форму обучения сократилась на 25,2 тыс. студентов, или на 3,4%.

В 2007г. на 6 студентов очной формы обучения в государственных и муниципальных ВУЗах приходился один персональный компьютер, в государственных и муниципальных учреждениях среднего профессионального образования - на 10 студентов.

Доступ в Интернет был на 67,3% компьютеров в государственных и муниципальных высших учебных заведениях и на 43,3% компьютеров в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях.

Платных образовательных услуг населению в 2007г. было оказано на 231,7 млрд.рублей, или на 5,8% больше, чем в 2006 году.

В жилищной сфере старые методы и подходы, которые и раньше не решали «квартирный вопрос» для большинства населения – теперь вообще не работают. Поэтому для основной части работающего населения необходимо обеспечить возможности приобретения жилья на рынке, одновременно с этим гарантируя предоставление малоимущим социального жилья. Поставлена задача, создать такие условия, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны могли бы приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов.

Предусмотрена государственная поддержка системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и развитие инфраструктуры рынка ипотечных ценных бумаг. Это позволит увеличить объем ипотечного кредитования и снизить процентную ставку. Должна оказываться государственная поддержка молодым семьям и молодым сельским специалистам в приобретении или строительстве индивидуального жилья с помощью ипотечных кредитов. Государство будет сокращать административные барьеры, предоставит государственные гарантии по кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой и будет субсидировать процентную ставку по таким кредитам. Благодаря государственной поддержке, субсидированию процентных ставок по кредитам и предоставлению госгарантий, строительным компаниям, банкам и другим предприятиям станет выгоднее работать на рынке жилищного строительства. Они будут нести меньше расходов, снизятся экономические риски и, как следствие, цены на жилье.

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления:

· «Ускоренное развитие животноводства»;

· «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»;

· «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».

Реализация первого направления Национального проекта «Развитие АПК» позволит повысить рентабельность животноводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм) и ввести в эксплуатацию новые мощности.

Это станет возможным за счет:

· повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 8 лет;

· роста поставок по системе федерального лизинга племенного скота, техники и оборудования для животноводства благодаря увеличению уставного капитала ОАО «Росагролизинг», снижению ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и продлению срока лизинга техники и оборудования для животноводческих комплексов до 10 лет;

· совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования путем утверждения объемов квот и таможенных пошлин на мясо до 2009 года и отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.

Второе направление Национального проекта «Развитие АПК» направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Это предполагается достичь путем: удешевления кредитных ресурсов, привлекаемых малыми формами хозяйствования АПК; развития инфраструктуры обслуживания малых форм хозяйствования в АПК – сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих,

Подводя итоги, необходимо отметить, что концепция развития социальной сферы России связана с общей стратегией модернизации экономики страны.

В ней предполагается:

· -перейти к не антагонистическому распределению богатства между членами .

· -превращения образования, здравоохранения и культуры в важнейшие производственные отрасли с точки зрения инвестиций, как инновационного вклада в рост ВВП;

· -широкое распространение такой формы собственности, как ценные бумаги и акции, которые приносят не решающий, но ощутимый доход;

· - массовый переход к обеспеченности населения комфортабельным жильем с количеством комнат по числу членов семьи и др.15

Сейчас большое внимание уделяется развитию инновационных технологий в социальной сфере.

Так, в 2007 году в России создан Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» для реализации долгосрочных социально значимых программ и проектов, где могут быть применимы принципы социального предпринимательства.

Социальное предпринимательство занимает промежуточное положение между традиционным предпринимательством и благотворительностью. В частности, от предпринимательства оно отличается своими целями, ориентацией на социальные изменения и разрешение социальных проблем общества; от благотворительности - предпринимательским характером деятельности. Фонд решает следующие задачи:

1. Выявление действующих социальных предприятий и социальных предпринимателей, а также новых предпринимательских инициатив (социальные бизнес-идеи).

2. Определение направления и форм поддержки развития и повышения эффективности деятельности социальных предприятий, социальных предпринимателей, их социальных инициатив.

3. Оказание необходимой поддержки создаваемым и действующим социальным предприятиям.

4. Широкое распространение идеи социального предпринимательства при формировании позитивного отношения к социальному предпринимательству в обществе.

Развивая институт социального предпринимательства, и выступая в качестве социального предпринимателя, фонд ведет работу по поиску наиболее перспективных инновационных идей и проектов, их эффективной реализации на практике, а также адаптации западных технологий социального предпринимательства к российским условиям.

Социальное предпринимательство заняло место в одном ряду с такими общепризнанными явлениями, как некоммерческие инициативы, благотворительность, венчурная филантропия и корпоративная социальная ответственность. Некоммерческий сектор, получив признание и общественную поддержку, по праву считается отдельным сектором экономики. По всему миру национальные правительства признают возрастающую роль некоммерческого сектора в общественной жизни, поскольку некоммерческие и неправительственные организации активно способствуют повышению качества жизни людей. Выполняя свою социальную миссию, некоммерческие организации традиционно существуют за счет грантов и бюджетных средств, но в условиях ограниченного доступа к финансовым ресурсам они все чаще проявляют предпринимательские инициативы для укрепления своих организационных позиций и расширения сферы деятельности. НКО производят товары и оказывают платные услуги и образуют в своих странах третий сектор экономики. В мире возрастает участие в социальных преобразованиях бизнес-компаний и частных предпринимателей. Им свойственна одна общая черта – использование инновационных подходов для решения социальных проблем.

В России 2008 году социальными услугами занимались только два процента малых предприятий страны. Социальные проекты сейчас разрабатывают, главным образом, крупные компании, например транснациональная корпорация «Газпром», принял программы: «Газпром» — детям», детская и взрослая спартакиады, фестиваль самодеятельных коллективов «Факел», которые вместе по объемам финансирования и масштабам лишь ненамного уступают национальным проектам.

Доля бизнеса во всей социалке, по оценке Г. Кареловой составляет 3—5 процентов. Вся система социального обслуживания в России представляет собой муниципальные и государственные учреждения. В настоящее время в России появилось много людей, которые готовы заплатить за себя, за услуги, например, по уходу за пожилым человеком, не обращаясь в государственные учреждения. В 2008 г. 86 процентов граждан могли и были готовы тратить деньги ни на качественные социальные услуги.14


5220127636716582.html
5220211284838450.html
    PR.RU™